Поход – территория свободы.

          Ни для кого не секрет, что люди в походе меняются. Часто можно услышать слова “хочешь узнать человека – возьми его в поход”. Мой опыт и опыт многих людей говорит о том, что люди вдали от благ цивилизации раскрываются совершенно по-новому, часто с совершенно неожиданной стороны. Почему же так происходит? Наблюдая за группами детей и взрослых, я заметила, что для большинства из них основная цель похода, может и неосознанная, выйти из привычных рамок повседневной жизни. В нашей жизни все подчиняется правилам, которые, несомненно, важны в цивилизованном обществе, но оказывают постоянное давление на человека. Поход – это именно то пространство, где не работают общепринятые правила. Например, громко говорить и смеяться в общественном месте нельзя, а в походе это часто даже рекомендуется для отпугивания диких животных. Обычно взрослые ругают детей за то, что они бросаются друг в друга снежками, а в зимнем походе во время привала нет лучшего способа согреться. И таких примеров, когда то, что обычно нельзя, в походе можно, а иногда даже нужно, масса.

Люблю наблюдать на лицах детей, с которыми работаю, оторопь и недоумение от того, что не ругаю их за то, что обычно им нельзя. Сначала они удивляются, потом начинают аккуратно экспериментировать, пытаясь определить, где же граница дозволенного. В этот момент важно объяснить детям, что все правила, которые существуют в походе – разумны. Дети должны понять, что мы ничего не требуем от них просто потому что мы так хотим или так принято, а для всего есть веская причина. Несомненно, все правила, которые касаются безопасности группы диктуются специалистом и их выполнение никак не зависит от понимания или не понимания их детьми, но все же я всегда стремлюсь к тому, чтобы дети осознавали, почему от них требуется то или иное поведение и почему требуется так жёстко и непоколебимо. Если специалист не просто сделал так, чтобы дети подчинялись принятым правилам, а добился того, чтобы они сами приняли решение выполнять правило, то это можно назвать успешной работой.

Сделать так, чтобы дети чувствовали свободу от давления правил и в то же время, подчинялись им, потому что они разумны, полезны и дети сами так решили, получается далеко не всегда. Однако, даже если ребята придумали хотя бы одно правило для своей группы и сами контролируют его выполнение, то это уже большой шаг к осознанному восприятию того, что такое правила и зачем они нужны. Поэтому с каждой группой ребят перед походом на вечерней свечке специалист беседует о правилах. Поэтому большое внимание мы уделяем правилам группы, которые ребята сами для себя принимают.


Для детей не так сложно придумать эти правила, как неукоснительно им следовать. Особенно в походе, где все для них непривычно: и отсутствие привычного комфорта, и физические нагрузки, и бытовые хлопоты, от которых большинство из них избавлено дома (развести костёр, заготовить дрова, приготовить поесть, убрать за собой), так хочется сделать себе поблажку, не быть к себе слишком строгим. Тут важно, чтобы выполнение правила было командным решением, и ребята поддерживали друг друга в этом и не давали друг другу расслабиться. Зачастую правила возникают не сразу, а ближе к середине похода, как решение какой-то из проблем группы.

В одной из групп, с которой я работала, были постоянные конфликты из-за того, что ребята обзывали друг друга, не со зла, а просто так привыкли. После того, как мы всей группой сели и поговорили об этой проблеме, было принято новое правило: нельзя обзываться, обращаться к друг другу только по имени. И ребята сами ревностно следили за выполнением этого правила, не просто для галочки, не только тогда, когда взрослые слышат, но и наедине друг с другом, потому что это было “их” правило. И чем больше в группе таких “своих” правил, тем лучше складываются отношения в команде, тем ценнее они для ребят.

Особенно остро нехватка свободы в повседневной жизни ощущается у ребят с ОВЗ. Помимо общепринятых правил, у них существует много своих собственных, которые позволяют им не так сильно выделяться внешне среди других людей. Например, ребята с нарушением слуха чаще всего боятся и не любят признавать, что не понимают или не до конца понимают того, что хотят донести до них слышащие люди, поэтому им комфортнее находиться в среде, где они могут просто выполнять привычные для себя алгоритмы действий, при этом внешне ничем не отличаясь от слышащих ребят. Зачастую им очень сложно оказаться в незнакомой ситуации, когда они точно не знают, какого поведения от них ожидают окружающие. Именно это и происходит с ними в походе. И тут важна поддержка, если дети чувствуют, что их принимают такими, какие они есть, то они по-настоящему раскрепощаются. Помню, как сопровождающий группу с ОВЗ педагог была удивлена тем, что одна из девочек смеётся, ведь до этого в школе она лишь несколько раз видела, как та улыбается. Ребятам с ОВЗ важно понимать, что они могут не бояться быть осмеянными, бегать, даже если они неловки, говорить, не боясь сделать ошибку в словах или показаться глупым. В то же время, для этих детей попадание в среду, где не все регламентировано правилами – настоящий выход из зоны комфорта. Они теряются, когда им не говоришь точно, что же им делать, а предлагаешь варианты и даёшь возможность выбрать самим. Даже простой выбор, что они хотят готовить на ужин, гречку или макароны, для многих из них сложен. Но это в первый раз, если помочь им и объяснить, то они перестают бояться принимать решения сами. И уж если они принимают какое-то правило для своей группы, то уж следят за его выполнением со всей строгостью.

Вот такая вот несвободная свобода получается у нас в походах. С одной стороны, все очень строго загнано в рамки правил безопасности, с другой, дети получают столько свободы, сколько зачастую им не дают больше нигде. Не смотря на большое количество законов, по которым живёт группа в походе, множество детей говорит о том, что никогда не ощущали себя такими свободными.

автор: Елена Чеботарёва, специалист “Лаборатории путешествий”.

 


1275884166_mo

Вы можете поделиться своим мнением об участии в проекте или оставить пожелания в нашей книге отзывов

    
foto_znachek
подать заявку
guetstbook

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер: