Давайте играть!

 

Я начала свой путь в туризме с лагеря «Большое приключение», куда подростком меня отправили отдыхать родители. Это было настолько давно, что телефоны у всех были кнопочные, а для похода подчас вообще в домашних запасниках находились черно-белые. По приезду в лагерь нам советовали включать их только для отправки сообщения родителям раз в три дня, что мы и делали. Зарядки хватало на две недели. У нас не было внешних аккумуляторов, трех запасных телефонов и прочих «запасов»связи. И нам приходилось общаться. Друг с другом. Очень быстро оказывалось, что вот тот лохматый мальчик знает очень много загадок, та девочка, которую в Москве ты бы даже не заметил, отлично поёт песни, а инструктор вообще кладезь различнейших знаний и умений. И начиналось интереснейшее время. Каждый предлагал игры, головоломки, которым не было конца.

 


Когда специалисты «Лаборатории путешествий» проводят родительское собрание в школах, которым предстоит отправиться на проект в Карелию или Краснодарский край, то неизменно звучит один вопрос. Он произносится с паузой, с придыханием, тише, чем все остальные: «А как… без телефонов-то?»


Сейчас картина выглядит намного забавнее. Всё чаще мне приходится сталкиваться с настоящей подростковой трагедией. Вот приехала группа ребят из Москвы. Они модно одеты и, конечно, куда же без этого, у каждого в кармане лежит смартфон с множеством полезнейших функций и, как минимум, интересных игр. А в рюкзачке припрятан внешний аккумулятор на сто тысяч миллионов ампер.

Проходит первый день, закончилась зарядка на смартфоне. Но надежда еще есть.

«…Надо просто меньше тратить зарядку. Но в «В контакте» столько всего нового… И вчера получилось такое селфи с комарами, оно точно взорвет «Инстаграм». Срочно выложить! Где же связь… На том холмике одна палочка, может, загрузится?»

Внешний аккумулятор мигает тремя огоньками из четырех. Что же будет дальше? А дальше на третий, четвертый, пятый день и последний огонек гаснет. И тут происходит нечто. Человек, только что переживший трагедию, поднимает голову от своего друга-гаджета, которому предстоит остаток дней провести бездыханно в рюкзаке или гермомешке. И оказывается, что рядом люди. Что же делать с ними, с этими людьми?

 

 

Первые попытки завести беседу неизменно сворачиваются к теме обсуждения школьных учителей.

«А вот у нас математичка – зверь! По десять номеров на дом задает!»

«А наша англичанка еще хуже! Она недавно заставила нас Пушкина на английский переводить!»

Когда же все косточки учителей перетёрты, наступает тема Макдональдса: «А я вот, когда приеду, сразу пойду в Макдональдс и закажу себе 3 «Бикмака»! И картошку! И колу!»

«А я в KFC…»

Но и эта тема исчерпана, потому что на ужин все равно макароны с тушенкой и прекрасный шоколад «Особый» к чаю…

И вот настаёт эта минута, когда кто-то первый робко говорит: «Может, поиграем?» Его обязательно поддерживают: «Да, давайте! Только во что?» И тут становится неожиданно понятно, что последний раз приходилось играть вот так с друзьями еще в момент прогулок в песочнице и катания на горках. Все пытаются припомнить игры. И тут обязательно кто-то вспоминает: «О, давайте в слова!». Когда шестнадцатилетние «дяденьки» и «тётеньки», занимающие места в окружных олимпиадах, владеющие тремя иностранными языками, начинают выдавать «ложка-абрикос-собака-астрономия-яблоко…», сначала хочется смеяться. Потом плакать. Действительно, игра прекрасная. Для пятилеток, готовящихся к школе и трепетом относящимся к буквам.

Когда мы понимаем это, приходит осознание, как повезло нам в нашем детстве, какое счастье – уметь играть. Это сближало нас, давало возможность интересно общаться и понимать друг друга. И так важно учить этому ребят, которым не довелось познакомиться с такой простой, но важной формой общения.


Итак, игры, в которые можно поиграть на маршруте в походе или вечером у костра.


           Контакт. Речь идет совсем не о социальной сети, как можно было бы подумать.

В игре присутствует один ведущий и несколько участников. Ведущий задумывает слово, и называет вслух его первую букву. Слово должно быть нарицательным существительным в единственном числе и именительном падеже. Участники придумывают слова, начинающиеся на эту букву, и стараются их объяснить друг другу так, чтобы ведущий не понял. Если задумку спрашивающего ухватил другой участник (или несколько), то тот участник (участники) говорит «Контакт!» и начинается отсчёт от 1 до 5. Если за время отсчёта ведущий так и не назвал подходящего слова, «контактирующие» участники хором произносят слова, которые они подразумевали. Если участники произносят одно и то же слово, то ведущий называет следующую букву загаданного слова, и участники придумывают слова для объяснения, которые начинались бы с этих букв. Если участники произносят разные слова, то следующая буква не называется, и участники должны придумать новые слова. Игра заканчивается, когда игроки произносят вслух загаданное ведущим слово. После этого, обычно, происходит смена ведущего (например, на того участника, который задал решающий вопрос).

            Крокодил.

Выбирается первый игрок, которому ведущий шёпотом говорит некое слово или словосочетание. После этого игрок пантомимой (только жестами, не говоря ни слова) объясняет это слово. Первый, кто точно угадал показанное, выходит на импровизированную сцену, и теперь ему загадывает слово предыдущий игрок. Интересно показывать абстрактные слова: например, утомляемость, сдержанность, аллегоричность и так далее. А ещё интересно показывать загаданное парами, тогда можно загадывать целые пословицы и словосочетания.

            Личности.

Все участники пишут на стикерах имя известного персонажа, исторического деятеля, литературного героя, актера и т.д. Затем стикеры приклеиваются на лоб соседа слева. Задача участников – выяснить, какой персонаж написан на стикере, приклеенном на их лоб. Для этого в свой ход участники задают вопросы, на которые остальные могут ответить “да” или “нет”. Если участником получен ответ “нет”, то ход переходит к соседу слева. Выигрывает тот, кто первым отгадает своего персонажа.

             Данетки.

Ведущий рассказывает данетку (ситуацию), а игроки должны восстановить всю историю. Для этого они задают ведущему вопросы, на которые он может отвечать «да», «нет» или «не имеет значения». Из ответов складываются интересные, необычные, неожиданные, загадочные, смешные или страшные ситуации и истории. Выигрывает тот, кто первым угадает ключевой момент в сюжете (у каждой данетки он свой) и сложит историю в цельную картину. Для того, чтобы заранее подготовиться к походу и знать несколько таких историй, рекомендую сайт http://da-netki.ru/.

             Я иду в поход

Ведущий говорит, что собирается в поход и набирает команду. Для этого каждый человек говорит фразу: «Меня зовут – … (например, Петя), и я с собой беру … (тут название предмета, что я беру)». По этой фразе ведущий или берет человека или не берет. Игра заканчивается, когда все поняли принцип и отправились в поход. Время от времени ведущий говорит ту же самую фразу про себя, собирая разные вещи в поход, чтобы игроки поняли принцип. Принципы могут быть самыми разными – по первой букве имени, по цвету глаз или волос, наличию или отсутствию очков или часов и так далее.

              Пастернак. Потрясающая игра, в которую даже во взрослой компании можно играть часами.

Выбирается водящий, ему загадывается слово одним из участников. Далее водящий должен объяснить это слово другим участникам, используя только те слова, которые начинаются на букву “П”.

               Ассоциации.

Один участник становится ведущим и уходит за пределы слышимости. Остальные выбирают того, кого будут загадывать. Ведущий возвращается и по очереди задает участникам вопросы-ассоциации:  “На какой цветок похож этот человек”, “С каким видом спорта он ассоциируется”. У ведущего три попытки, чтобы угадать, кого загадывают.

               Логические загадки. Раскрывать их не буду, чтобы оставить некоторые в секрете. Самые настойчивые найдут множество таких загадок в интернете – здесь и «Баня-вжик», и Гаражики», и «Крест-параллель», и «Олени»…

               Лесная дорога.

Ведущий озвучивает легенду: на дороге поздним вечером встретились две группы путников. Они не подходят близко, потому что незнакомцы могут оказаться разбойниками или бандитами, а могут оказаться и мирными путешественниками. Поэтому путники пытаются сначала разобраться, кто же им повстречался. Для этого они задают вопросы. Группа делится на две подгруппы, каждая подгруппа выбирает себе профессию. Затем по очереди каждая группа хором задает вопрос, на который можно ответить “да” или “нет”. У каждой подгруппы есть всего одна попытка угадать, задав вопрос о конкретной профессии: «Вы – кузнецы?» или «Вы – музыканты?». Вопросы можно задавать по мере готовности, главное это делать хором. Если вопрос задан не хором, вторая группа может на него не отвечать. Очень здорово играть в эту игру двумя экипажами катамаранов в водном походе на спокойной воде.


Такая подборка игр поможет подготовиться к путешествию, особенно если в нем планируется такая должность, как культорг – ответственный за культурную программу команды, а также облегчит трагедию в виде перехода в режим недееспособности наших любимых гаджетов.


автор Наталья Деева


1275884166_mo


Вы можете поделиться своим мнением об участии в проекте или оставить пожелания в нашей книге отзывов

    
foto_znachek
подать заявку
guetstbook

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер: